закрыть
г. Ульяновск, ул. Рябикова 56 пн-пт 8:00-17:00
+7(902) 000-25-04
(8422)92-18-13

Новость от 17.11.2016



8 ноября 2016 года на заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке РФ рассматривался вопрос о национальной системе учительского роста.

Напомним, формирование новых подходов, позволяющих устанавливать для педагогических работников уровни владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, инициировано Президентом РФ в декабре 2015 года.

Депутаты Госдумы РФ рекомендовали Правительству рассмотреть возможность утверждения плана мероприятий («дорожной карты») по формированию национальной системы учительского роста, предусмотрев ее введение, начиная с 1 сентября 2019 года. Базовыми элементами предлагаемой системы должны стать: новая редакция профессионального стандарта педагога, система аттестации учителей, использующая федеральный банк заданий стандартизованной формы и введение новой Номенклатуры должностей педагогических работников общего образования.

Вступление в силу профессионального стандарта рекомендовано перенести на более поздний срок после подготовки и апробации в отдельных регионах его нового варианта.

Ключевым вопросом при разработке новой системы должно стать создание механизмов, стимулирующих профессиональное развитие педагога «по горизонтали», фиксирующих новые профессиональные позиции учителя в реализации образовательных программ, обеспечивающих его новый профессиональный статус (должность) и, соответственно, новый уровень заработной платы.

В этом случае необходим пересмотр ныне действующих моделей оплаты труда педагогов, утративших свою результативность. Одним из наиболее эффективных способов является переход на окладную систему в зависимости от педагогической должности учителя, состава и уровня сложности выполняемых им трудовых функций.

Как отразится система карьерного роста на результатах деятельности учителя и на детях? Какой педагогический эффект можно ожидать от этого нововведения?

Мы должны создать объективную систему с прозрачными критериями

Алдар Дамдинов,

член Комитета Госдумы по образованию и науке:

— Эта тема очень актуальна сегодня, потому что возможностей для карьерного роста у педагога фактически не существует: он может стать или завучем, или директором. Поэтому необходима система, которая бы стимулировала его профессиональное развитие (пока предлагается ввести три должности: учитель — старший учитель — ведущий учитель).

Нам немало удалось сделать благодаря введению новой системы оплаты труда, чтобы за счет стимулирующих выплат поощрить лучших учителей независимо от стажа работы.

Поэтому, по общему мнению депутатов, национальная система учительского роста должна быть связана с материальным стимулированием педагогов.

Однако на наш вопрос о том, будет ли связано присвоение новых должностей с повышением зарплаты? - мы не получили четкого ответа от представителей Министерства образования и науки.

Второй вопрос — это механизмы внедрения данной системы. Какие организации конкретно будут этим заниматься: институты повышения квалификации, органы управления образованием или профессиональные ассоциации учителей (последнее, на мой взгляд, было бы наиболее логично).

Все эти финансовые и организационные моменты необходимо тщательно продумать и связать с профессиональным стандартом педагога, с системой оплаты труда и с действующими квалификационными категориями, обсудив данное нововведение с педагогическим сообществом. В итоге мы должны создать объективную систему с прозрачными критериями. В противном случае это будет еще один инструмент давления на учителя в руках директора школы.

Должна измениться не только зарплата, но и деятельность педагога

Татьяна Клячко,

директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС:

— Проблемой школы не только у нас, но и за рубежом является очень короткая карьерная лестница учителя. У педагогов очень мало стимулов для развития: квалификационные категории, почетные звания, и это все. Для решения данной проблемы планируется ввести градацию должностей для педагогов, аналогичную научной сфере. Но для того чтобы все это работало, у учителя должна меняться не только зарплата, но и характер труда, состав решаемых задач (например, наставничество, руководство методическим объединением). Поэтому перед введением различных должностей необходимо продумать функционал педагога. Если же будут введены только новые названия должностей, хотя и с прибавкой в зарплате, а суть деятельности учителя останется прежней, тогда получится по принципу: «хотели как лучше, получилось как всегда».

Будет больше бумажек и поводов для ссор

Сергей Волков,

преподаватель в Школе-студии МХАТ:

— Я отношусь к этому умеренно скептически. Денег больше не будет. А зато будет больше бумажек и поводов для ссор.